НеСвяточные гадания аборигенов Югры

20:34 16 января 2008

В Югре у коренного населения - свои традиции гадания и предсказатели, умеющие говорить с божествами и духами. Об этом рассказывает научный сотрудник МУ ИКНПЦ (муниципальное учреждение историко-культурный научно-производственный центр) «Барсова Гора», г. Сургут Алексей Рудь.

Ворожба… на люльке

- Скажите Алексей, каким образом аборигены стараются заглянуть в будущее?

- В культуре аборигенов сохранилось множество примет, связанных с погодными условиями, промыслом, социальными взаимоотношениями и другими аспектами жизни. Многие до сих пор распространены.

Гаданиями обычно занимаются ворожеи и предсказатели. Такие люди ещё встречаются среди ханты. С давних пор известен в этой среде способ гадания на медвежьей голове, или лапе. Аборигены рассказывают, что предсказатель обращается к духу медведя, вхожего во все миры хантыйского пантеона.

Гадание происходит следующим образом: не отрывая медвежьей головы от поверхности, на которой она лежит, приподнимают голову и определяют её вес. После этого опускают голову обратно и начинают задавать вопросы. Если ответ отрицательный, то голова имеет такой же вес – «лёгкая». Если на заданный вопрос дух медведя отвечает положительно, то голова становится тяжёлой - «человек оторвать ее от стола хочет, вены на руке вздуваются от напряжения, а оторвать невозможно, как будто прилипла». На этом же принципе основаны гадания на топоре. Топор и нож вообще часто присутствуют на ритуальных действиях аборигенов, ибо являются своеобразными оберегами на границах миров людей и духов.

Ближайший родственник, бабушка или дедушка могут гадать на люльке ребёнка, определяя «на кого у ребёнка лежит голова» – кто из хантыйских божеств является духом-хранителем новорождённого. На похоронах, перед погребением, поднимая и опуская гроб, родственники спрашивают у покойного его последние просьбы к живущим: как он хочет распорядиться имуществом, какие недоделанные дела у него остались и прочие наказы. На территориях, где развито оленеводство, гадают, поднимая-опуская священную нарту, внутри которой находятся изображения семейных божеств-покровителей.

Кто «отвечает» на вопросы гадателей-аборигенов, добрые божества или злые духи?

- На этот вопрос нельзя ответить с уверенностью. Возможно, персонажи потустороннего мира божеств и духов отвечают предсказателю на его вопрос через аллегории, которыми наполнена мифологическая картина мира ханты. «Духи» в хантыйском мировоззрении имеют чаще всего отрицательные качества – пугают людей «маячат», могут нанести вред здоровью, оленям, собакам и причинить другой негатив. Им никогда не поклоняются и не делают жертвы, хотя они являются составной частью мифологических представлений, могут взаимодействовать с божествами. Места, где по преданиям живут «духи», ханты избегают, обходят стороной. В лексике сургутских ханты «духи» обозначаются – ыл канлых от.

А вот «Божества» могут быть положительными, отрицательными, нейтральными, они могут менять характер – «сегодня добрые, завтра вредные». «Божества» имеют различный статус: от верховного Торума до местного покровителя небольшой речки, поселения, местечка. Божества имеют различные функции и покровительствуют разным аспектам жизни и деятельности человека от рождения до смерти. Общим термином обозначающим «божества» у сургутских ханты является – лунк или в зависимости от диалектов и говоров лонкх, тонкх.

Мухоморы с чаем

- У россиян традиционно гадают на святки, а у аборигенов есть праздники, на которых они заглядывают в будущее?

- В правобережье Оби коренные жители, проживающие по крупным водотокам – Пим, Тромъеган и Аган устраивают народный праздник – «мыр». В недалёком прошлом такие празднества происходили и на Югане. Проводятся они чаще всего, на священных местах. Регулярность проведения «мыра» на каждой из рек - от одного раза в несколько лет и до двух раз в год – в начале и в конце зимы. Во время «мыр» совершаются коллективные моления, подношения божествам хантыйского пантеона. Приезжают туда все желающие ханты, а также гости с соседних рек. На таких празднествах происходят шаманские камлания, с целью прогнозов на будущее: погода, промысел, оленье счастье, стихийные бедствия и другие жизненно важные для аборигенов вопросы.

Люди, которые могут гадать, принимая мухоморы, кушают «сушённый шаманский гриб», запивают его чаем, а после этого «понкты» – крапинки на шляпке мухомора начинают ему рассказывать и отвечать на его вопросы. Сами ханты с осторожностью относятся к употреблению мухоморов, потому, что делать это может только тот, у кого «есть дорога на понкты». В противном случае, как и при камлании неподготовленного человека в бубен, есть вероятность потери рассудка – душа отправится в путешествие по мирам и может не возвратиться к человеку.

- Кто у аборигенов обладает даром предсказания?

Чаще всего - это шаманы, люди не только предсказывающие события, но и умеющие влиять на них. Таких людей единицы, они пользуются большим авторитетом, хотя внешне это никак не проявляется.

Спрашивая о провидцах, в ответ вы редко услышите слово «шаман», ханты предпочитают говорить о них более скромно – «знающий человек» или «умеющий человек». При камлании шаман обращается к различным хантыйским божествам, духам и узнаёт у них ответ на вопрос. Они же, видимо, подсказывают ему пути решения проблемы. Известные нам, исследователям, камлания происходили вечером. Сам ритуал происходил в доме и продолжался несколько часов. На его протяжении в печке постоянно должен гореть огонь, на пороге дома должен лежать топор, выполняющий функцию оберега людей от тёмных сил. Так как во время ритуала открываются границы между всеми потусторонними мирами.

Дар предсказания и шаманства передаётся по родству, как по отцовской, так и по материнской линии. Строгих канонов здесь нет. У шаманов как у всех - нелёгкая повседневная жизнь на стойбище. За свой дар они не имеют крупных материальных вознаграждений, хотя размер подношения зависит лично от желания человека, по просьбе которого совершается камлание.

Механизм их предсказаний вряд ли универсален. Ведь каждый гадающий или предсказывающий человек имеет свой дар. Поэтому выражение «у каждого своя дорога к богу» применимо к сегодняшним югорским ворожеям. Шаманское камлание всегда было и будет тайной, известной лишь узкому кругу посвященных.

Александра Град

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Май, 2024