Сто дней зама губернатора - эксклюзивное интервью Сергея Дегтяря

14:47 05 сентября 2005

5 сентября исполняется сто дней с момента появления в правительстве Тюменской области нового заместителя губернатора. Сергей Дегтярь с ходу включился в работу, в его подчинение перешли ключевые департаменты - экономики, стратегического развития, тарифной и ценовой политики. О том, какими были эти сто дней, он рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания "NewsProm.Ru".

- Как идет работа над созданием концепции стратегического развития Тюменской области? Включена ли в этот проект областная целевая программа "Сотрудничество"? Каким образом там учтены предложения по стратегическому развитию Ямала и Югры?

- Этот документ объемный и емкий - он включает в себя практически все аспекты социально-экономического развития области. Мы сотрудничаем с институтом Росурбанистики из Санкт-Петербурга, у которого есть опыт работы с подобными проектами. Первый этап завершен, уже есть общие очертания концепции стратегического развития области, он дает принципиальное понимание того, куда мы двигаемся дальше.

Однозначно можно сказать, что основным приоритетом в развитии Тюменской области по-прежнему будет являться ТЭК. Это базовый сектор экономики, который и определяет ее специализацию, обеспечивая приток инвестиций в регион, формируя бюджетную ситуацию, определяя инфраструктурное хозяйство и систему расселения. За последние тридцать-сорок лет в топливно-энергетический комплекс было направлено столько капиталовложений, что, при всем желании, мы еще долго не создадим отрасль, которая могла бы стать столь же конкурентной, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Да и нынешняя конъюнктура говорит о перспективности этого сектора экономики.

На сегодняшний день ТЭК – это "локомотив", который "тянет" за собой машиностроение, строительство, сервисные и информационные технологии. Естественно, это не исключает динамичного развития и других сфер экономики области: лесопромышленного и сельскохозяйственного комплексов, транспортной и жилищной инфраструктуры.

Тем ни менее, именно ТЭК на протяжении долгих лет был основой поступательного развития Тюменской области. Тюмень 60-х годов была своеобразной базой - отсюда летали вахтовые вертолеты, здесь формировался интеллектуальный и научный потенциал, а также производственные ресурсы. Все это обуславливало и обуславливает характер экономических связей, систему расселения, - предприятия нефтегазового сектора и сейчас обеспечивают большую часть налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Это налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц. Такая форма межрегиональных взаимоотношений прошла испытанием временем. Однако жизненные реалии и прогресс ставят перед нами новые задачи. Одна из них – выбор, так называемого "портфеля ресурсов". Представьте - на одной чаше весов - традиционный подход, в основе которого лежит использование дешевого и доступного сырья, дешевой рабочей силы, созданного ранее, унаследованного от СССР технологического задела, а на другой - ставка на новый подход, основой которого должны стать наиболее ценные в глобальной экономике активы. Это мобильная квалифицированная рабочая сила, производительные инновационные технологии, развитие торговой логистики и так далее. Думаю, что необходимая база для второго подхода в Тюменской области уже существует - это взаимовыгодные, прежде всего экономические, связи, формировавшиеся на протяжении последних лет.

Кстати, лучшим свидетельством этого является программа "Сотрудничество". Как заместитель губернатора, непосредственно ее курирующий, могу сказать, что она реализуется в положительной динамике. И это притом, что аналогов таких межсубъектных программ в России практически нет. Трехсторонний договор и программа "Сотрудничество" вселяют большую уверенность в то, что экономические рычаги добрососедских взаимоотношений работали и продолжают работать в интересах всего населения.

По поручению губернатора области ведется ежемесячный мониторинг выполнения программы "Сотрудничество". Задача ясна – активизировать все необходимые согласования, проведение конкурсов, в общем - отрегулировать все то, что называется "административными издержками". губернатор поставил задачу, - сделать так, чтобы механизм реализации программы, в котором задействованы государственные органы всех трех субъектов, работал предельно четко. Это обеспечит регулярное и бесперебойное финансирование строительства жилья, дорог, объектов здравоохранения и образования.

В общем, если хотите, мы просто обречены на сотрудничество, в прямом и переносном смысле.


- Как часто вносятся изменения в программу "Сотрудничество"? И что именно там обновляется?

- Так называемый "свод данных по программе" происходит у нас, в правительстве области, в департаменте экономики, и мы относимся к этому очень серьезно. Согласования изменений программы происходят регулярно, исходя из заявок, поступающих от Югры и Ямала.

Окончательные решения принимаются на встречах трех губернаторов. Уточненный объем программы - около 25 млрд. рублей. Думаю, что, учитывая весьма благоприятную экономическую ситуацию, он может еще увеличиться. Сейчас мы уже собираем заявки на следующий 2006 год по реализации программы "Сотрудничество", достаточно позитивно и активно работая с округами.

В рамках программы есть ряд так называемых "долгоиграющих" проектов, финансирование которых рассчитано на два, на три, на четыре года: где-то необходимо увеличить финансирование, где-то необходимо с одного мероприятия перебросить или мобилизовать средства на другое. Одним из приоритетных направлений программы сейчас является переселение северных пенсионеров в Тюмень – эта кампания набирает обороты.

Активно строится и реконструируется дорожная сеть, соединяющая наши субъекты.

Кстати, сейчас мы сейчас подвели итоги первого этапа разработки концепции стратегического развития – разработки общих принципов, направлений того, куда мы двигаемся, какие приоритеты видим в развитии области до 2020 года. Приступаем ко второму этапу – непосредственно конкретным мероприятиям, за счет которых мы будем достигать поставленных целей.

Уверен, что программа "Сотрудничество" будет одним из основных мероприятий в этой части. Эти экономические отношения дают ощутимую пользу населению всех трех субъектов, и соответственно, ее результаты – это не декларативные или популистские вещи, а конкретные дела – строятся дороги, жилье, осуществляется лечение пенсионеров. Это – очевидные результаты взаимовыгодных межрегиональных отношений.

- Как пройдет презентация концепции стратегического развития?

- Рассмотрения проекта концепции стратегического развития Тюменской области проходят на заседании координационного совета, в состав которого входят представители Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Такой орган был сформирован для того, чтобы все субъекты смогли принимать участие в этой работе. Напомню, что решение о разработке "Стратегии (концепции) развития Тюменской области на период до 2020 года" регламентировано договором № 150 от 16 августа 2004года между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.


- В России создано федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Кто будет курировать эти вопросы на региональном уровне? Принимает ли участие наш регион в конкурсе на создание особых экономических зон, и каких именно? Будет ли это предусмотрено в концепции стратегического развития Тюменской области?

- Мы убеждены, что как минимум, нам необходимо участвовать во всех инициативах федерального центра, и как максимум, в идеале – делать это успешно и побеждать в этих конкурсах. Для этого у нас есть необходимый потенциал. Не стал исключением и федеральный закон "Об особых экономических зонах". Его реализация предполагает создание двух типов зон – промышленно-производственных и технико-внедренческих. Федеральное агентство по туризму, с которым мы подписали соглашение о сотрудничестве, выступило с инициативой внесения изменений в этот закон и утверждения еще одного типа особых экономических зон - туристическо-рекреационных. Юрий Жданов – руководитель агентства по ОЭЗ в одном из интервью заявил, что есть все основания полагать, что в сентябре этот, третий тип зон, может быть включен в закон.

Думаю, что, и в рамках поручения президента Российской Федерации, и на основании уже проделанной объемной работы в части развития туризма, Тюменская область может претендовать на создание такой зоны.

Мы постоянно контактируем с руководством Ростуризма и реализуем совместные проекты. Напомню, что в июле мы подписали соглашение о сотрудничестве с федеральным агентством по туризму. Кстати, на прошедшей в Москве пресс-конференции, глава Ростуризма Владимир Стражалковский отметил, что возрождение памятников Тобольска и развитие на его базе туристической индустрии мирового класса – задача номер один, стоящая перед агентством.

Поэтому сейчас мы прорабатываем возможность создания всех трех типов зон. На наш взгляд, весьма перспективным является технико-внедренческий тип экономических зон. Как известно, Тюмень – признанный интеллектуальный и инновационный центр в области разработок ТЭК, здесь находятся не только государственные НИИ, но и интеллектуальные пулы нефтегазовых компаний. В регион "пришло" много сервисных компаний, таких как "Шлюмберже". Недавно мы встречались с представителями науки региона, провели, как это принято говорить, "мозговой штурм", с целью выяснить, что нам необходимо сделать для того, чтобы мы могли участвовать в конкурсе на создание в Тюмени технико-внедренческой экономической зоны. Думаю, что к началу сентября у нас будет отчетливое понимание того, куда мы двигаемся.
Недавно в Тюменской области с рабочим визитом находился глава туристического агентства "Олимпия-Райзен-Сибирь", дочерней фирмы известного европейского туроператора "Olympia-Raisen GmbH" Виктор Данн. У нас есть предварительная договоренность о подписании соглашения о сотрудничестве с этой фирмой, которое может состояться в конце сентября. Она выиграла конкурс на разработку концепции стратегии развития туризма в Тюменской области. Это позитивный факт, поскольку "Олимпия-Райзен-Сибирь" - активно действующий туроператор, имеющий большой опыт работы и за рубежом и в Сибири, а также хорошие традиции. Специалисты этой компании уже предметно работают, разрабатывают концепцию развития туризма, учитывая при этом текущие реалии и специфику нашей области, а не какие-то отвлеченные академические воззрения.

Им предстоит провести серьезный анализ нашей территории, и разработать план туристических маршрутов. Специалисты проведут анализ трафика туристов, выяснят, по каким маршрутам и в каком объеме будут формироваться туристические потоки. Потом уже на эту "сетку" будет "нанизываться" инфраструктура, будет определено, на каком месте, допустим, построить ресторан и сколько в нем должно быть мест, а где появится гостиница, и какой вместимости она будет. Это серьезные консалтинговые исследования. Причем всю эту аналитическую работу мы должны завершить до конца 2005 года.

- Сегодня сто дней, как вы работаете заместителем губернатора Тюменской области. Что удалось сделать за это время? Что было самым сложным, а что наиболее интересным?

- Действительно, вы правы, время идет очень быстро. На этом этапе моей работы мне очень важна поддержка моих коллег, заместителей губернатора области, я ее получаю в полном объеме, за что искренне хочу их поблагодарить. Со многими членами правительства Тюменской области я был знаком раньше, и это помогает мне в работе.

Сказывается и 11-летний непрерывный стаж депутатской деятельности. Два созыва в Нефтеюганской городской думе, один – в окружной, все это в конечном итоге, наверное, и помогает органично, я надеюсь, вписаться в управленческий механизм Тюменской области. Определенным подспорьем являются и ранее приобретенные знания и опыт, как на муниципальном уровне, так и в сфере регионального законотворчества.

Сейчас у меня гораздо меньше представительских функций, есть время и возможность вникнуть в самую глубь экономических процессов, происходящих в области, механизмов их регулирования, в общем, во все то, что поручил мне губернатор области.

Собственно, работа областного правительства, на мой взгляд – это "командная игра". Будь то разработка основных направлений деятельности отраслевых департаментов, тарифно-ценовая политика, или бюджетирование, ориентированное на результат – за этими словами эффективность государственного управления. В этой работе задействованы все структуры областной власти, ну, и, естественно, от слаженности этих действий и будет зависеть, насколько качественной будет жизнь населения нашей области.

Беседовала Юлия Бурова

У вас есть уникальная новость? Вы можете сообщить о ней миру через NewsProm.ru

Отправить новость, фото, видео

или отправьте на e-mail: edit@newsprom.ru

Архив новостей

Июнь, 2024